Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Говорушки»

Программа занятий

Содержание программы. Программа предполагает режим работы с детьми:

I. Бытовой режим

1. Организация непосредственной образовательной деятельности с детьми.

2. Продуктивные виды деятельности.

Примерная структура непосредственной образовательной деятельности:

1 част – Вводная

Цель: заинтересовать, ввести в проблему.

Содержание: постановка проблемно-поисковой ситуации, артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.

2 часть – Основная

Цель: формирование правильной артикуляции звуков речи в различных фонематических позициях.

Содержание: Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти. Дыхательные упражнения. Дифференциация звуков в речи.

 Постановка звуков разными способами.

3 часть – Заключительная

Цель: подвести итог, поупражняться, оставить положительные впечатления.

Содержание: Автоматизация звуков в речи. Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

Пути реализации программы

В работе с детьми:

  • Внедрение новых форм и методов в организацию занятий
  • Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий

В работе со взрослыми:

  • Осуществление совместной работы с администрацией и родителями по внедрению программы
  • Создание предметно – развивающей и пространственной среды
  • Проведение бесед – консультаций с родителями

В работе педагогов:

  • Расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов
  • Обзор новой методической литературы

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап

Задачи:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование физиологического и речевого дыхания;

г) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня

минимальной достаточности для постановки звуков;

д) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики.

II. Основной

Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:

а) устранение дефектов звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной

(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие [с], [з], [ц], [с´], [з´];

шипящий [ш];

шипящий [ж];

шипящие [ч], [щ].

сонор [л];

соноры [р], [р´];

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):

а) [з], [ш], [ж], [с´], [з´], [л] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;

б) [ц], [ч], [щ], [л] — наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) [р], [р´] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка.

3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах (проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности).

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

4). Автоматизация звуков в предложениях

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.

5) Дифференциация звуков:

С — З, СЬ — Ц, С — Ш;

Ж — З, Ж — Ш;

Ч — ТЬ, Ч — СЬ, Ч — Щ;

Щ — С, Щ — ТЬ, Щ — Ч, Щ — Ш;

Р — Л, Р — РЬ, РЬ — ЛЬ, РЬ — Й, ЛЬ — Л.

6). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).

III. Итоговый

Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов идет параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Систематические упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в том числе и речеслуховой на отработанном материале.

Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

      • наглядность
      • сознательность и активность
      • доступность и мера
      • научность
      • учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
      • систематичность
      • последовательность
      • прочность усвоения знаний
      • связь теории с практикой
      • воспитание в процессе обучения, вариативный подход.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie