Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Говорушки»





Программа занятий
Содержание программы. Программа предполагает режим работы с детьми:
I. Бытовой режим
1. Организация непосредственной образовательной деятельности с детьми.
2. Продуктивные виды деятельности.
Примерная структура непосредственной образовательной деятельности:
1 част – Вводная
Цель: заинтересовать, ввести в проблему.
Содержание: постановка проблемно-поисковой ситуации, артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
2 часть – Основная
Цель: формирование правильной артикуляции звуков речи в различных фонематических позициях.
Содержание: Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти. Дыхательные упражнения. Дифференциация звуков в речи.
Постановка звуков разными способами.
3 часть – Заключительная
Цель: подвести итог, поупражняться, оставить положительные впечатления.
Содержание: Автоматизация звуков в речи. Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.
Пути реализации программы
В работе с детьми:
- Внедрение новых форм и методов в организацию занятий
- Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий
В работе со взрослыми:
- Осуществление совместной работы с администрацией и родителями по внедрению программы
- Создание предметно – развивающей и пространственной среды
- Проведение бесед – консультаций с родителями
В работе педагогов:
- Расширение профессиональных знаний путём посещения семинаров, выставок, конкурсов
- Обзор новой методической литературы
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап
Задачи:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование физиологического и речевого дыхания;
г) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звуков;
д) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
II. Основной
Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектов звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие [с], [з], [ц], [с´], [з´];
шипящий [ш];
шипящий [ж];
шипящие [ч], [щ].
сонор [л];
соноры [р], [р´];
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах (может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе):
а) [з], [ш], [ж], [с´], [з´], [л] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
б) [ц], [ч], [щ], [л] — наоборот, сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) [р], [р´] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка.
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах (проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности).
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
4). Автоматизация звуков в предложениях
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5) Дифференциация звуков:
С — З, СЬ — Ц, С — Ш;
Ж — З, Ж — Ш;
Ч — ТЬ, Ч — СЬ, Ч — Щ;
Щ — С, Щ — ТЬ, Щ — Ч, Щ — Ш;
Р — Л, Р — РЬ, РЬ — ЛЬ, РЬ — Й, ЛЬ — Л.
6). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. Итоговый
Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов идет параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Систематические упражнения на развитие внимания, мышления и памяти, в том числе и речеслуховой на отработанном материале.
Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
-
-
- наглядность
- сознательность и активность
- доступность и мера
- научность
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
- систематичность
- последовательность
- прочность усвоения знаний
- связь теории с практикой
- воспитание в процессе обучения, вариативный подход.
-
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника