Чему обучают ребёнка в детском саду
Направленность (профиль) программы − коррекционно-развивающая.
Актуальность данной программы
На современном этапе образования ведущими видами деятельности дошкольных образовательных учреждений являются – подготовка детей дошкольного возраста к школьному образованию, адаптация дошкольников к современным условиям жизни, социализация, развитие и воспитание духовно-нравственных качеств.
Дополнительное образование детей отличает: практическая направленность, мобильность, разноуровневость, высокая степень индивидуализации, реализации воспитательной функции образования.
В связи с модернизацией образования, возникла потребность в разработке программы по дополнительному образованию, предназначенной для развития и воспитания каждого ребенка высоконравственным, ответственным, творческим, инициативным гражданином России, что обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1), через устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста, формирование навыков устной речи на основе овладения литературным языком, создание условий для речевого общения с окружающими.
Программа по дополнительному образованию «Говорушки» нацелена на реализацию индивидуального подхода в образовании, в рамках которого каждый ребёнок наделяется безусловным правом активно реализовать свой потенциал.
Данная программа предназначена для развития и воспитания детей 4-7 лет с лёгкими нарушениями речи (НР), сохранным слухом, интеллектом. Программа разработана для реализации в условиях дополнительного образования детей. Программа предоставляет возможность детям, посещающим дошкольные образовательные учреждения, исправить легкие нарушения речи (НР), способствует подготовке дошкольников к обучению в школе, развитию их творческого потенциала (по способностям и интересам).
Настоящая программа разработана с учетом социального заказа и составлена для детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). При составлении программы были использованы следующие материалы: «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи», Н.В. Нищева. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2018.; Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М., 2014. Содержание программы, составлено исходя из информационного, материально-технического и методического обеспечения, а также из собственного опыта; Нищева Н.В. «Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до7 лет.» 2016г.
Программа дополнительного образования дошкольников «Говорушки» ориентирована на детей в возрасте 4-7 лет, имеющие незначительные нарушения речи.
Программа основывается на следующих нормативно-правовых документах:
- Закон РФ об образовании.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Типовое положение о МБДОУ.
Доступность программы – Программа рассчитана на организацию работы с детьми с ОВЗ, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с одаренными детьми.
Программа может быть реализована в сетевой форме.
Объем программы – 72 учебных часа.
Формы организации образовательного процесса: очная.
Виды занятий по программе - практические занятия, сюжетно - ролевые игры и другие виды учебных занятий.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий – Программа кружка «Говорушки» предназначена для проведения занятий с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп 2 раза в неделю во второй половине дня.
Программа предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребенка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми. Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
- Коммуникация–обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.
- Познание–беседы дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
- Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потекши, сказки).
- Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
- Социализация–приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Здоровье–укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей
- Художественное творчество–развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование)
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 25 минут, с группой детей–8-10 человек.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
-
- Разучивание нового артикуляционного упражнения
- Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т.д,, песочная терапия и др.)
- Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
- Физминутка
- Дидактические игры на развитие фонематических представлений Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий кружка и любимец детей–веселый Фима, у которого много друзей среди животных и не только. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает с собой Фима: жирафом Жужей, змейкой Шушей, лошадкой Динь-Динь, лягушкой Квакушей, ушастиком Феней и др. Эти персонажи–логопедические игрушки–некоторые из них надеваются на руку взрослого и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.
Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи.
Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.
Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.
Цель: развитие связной речи у детей 4 – 7 лет в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование игровых и развивающих упражнений.
Задачи:
1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование умения регулировать силу голоса.
6. Формирование правильного звукопроизношения.
7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).
8. Расширение словарного запаса.
9. Формирование связной речи.
10. Воспитание культуры речевого общения.
В коррекционную систему обучения и воспитания детей с нарушениями речи положены следующие принципы:
- принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
- принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
- принцип опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;
- принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;
- принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
- принцип учета объема и степени разнообразия материала, во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме; учет уровня речевого развития каждого ребенка;
- принцип учета эмоциональной сложности материала, чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон;
- принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.);
- принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Ожидаемые результаты
- сформированная правильная артикуляция звуков речи в различных фонематических позициях;
- повышение речевой активности, понимания обращенной речи;
- укрепление произвольного и слухового внимания;
- расширение рамок общения с помощью мимики, жестов, слов, фраз
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- возникновение устойчивых предпосылок для формирования связанной речи.
Условия реализации программы
методы реализации:
1. Правильный образец педагога.
2. Пальчиковая гимнастика, словесные подвижные игры, считалки, потешки.
3. Рисование пальцем, кистью, мелом, карандашом.
4.Выкладывание ритмических рисунков (семена, крупа, палочки) по образцу и на слух.
5. Показ слов, стихов, сказок, загадок руками.
6. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
7. Правильный подбор мебели, освещения.
8. Гимнастика для глаз.
9. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
10. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.
Форма контроля– мониторинг.
Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы. Мониторинг освоения программы по кружку проводится 2 раза в год – в сентябре и в мае (итоговый мониторинг). Мониторинг проводится с помощью альбома экспресс-диагностики - Тверская О.Н., Кряжевских Е.Г. «Альбом для обследования речевого развития детей 3-7 лет. Экспресс-диагностика».
Экспресс-диагностика проводится индивидуально и включает следующие разделы.
I. Обследование активного словаря.
II. Обследование грамматического строя речи.
III. Обследование слоговой структуры слова.
IV. Обследование фонематических процессов.
V. Обследование связной речи.
VI. Обследование произношения.
Принцип качественного анализа данных обследования включает в себя выделение параметров оценки речевого развития. Основными параметрами оценки по всем разделам, кроме раздела «Обследование звукопроизношения», считаются:
-
- контактность, принятие и понимание задания;
- качество выполнения задания, поручений;
- способность к подражанию, обучение в процессе сотрудничества со взрослыми.
В разделе «Обследование звукопроизношения» в качестве параметров мы выделяем наличие или отсутствие нарушений звуков. Количественная оценка результатов экспресс-диагностики выражается в баллах и производится следующим образом:
- максимальный балл (5) дается за правильное выполнение заданий;
- минимальный балл (1) дается в тех случаях, когда ребенок не выполняет задание;
- между самой низкой (1) и высокой оценками (5) введены промежуточные баллы, которые выставляются, если у ребенка наблюдаются определенные сложности при выполнении задания:
- 1 балл — не принял инструкцию, не понял цель задания, не включается в ситуацию обследования;
- 2 балла — принял задание, но по инструкции выполнить не может; в ответе при выборе слов использует случайные, несмысловые связи;
- 3 балла — принял задание, выполняет с ошибками;
- 4 балла — принял задание, допускает неточности при выполнении;
- 5 баллов — принял задание, выполняет все задания и инструкции.
При обследовании по разделу «Обследование звукопроизношения» количественная оценка результатов производится следующим образом:
- 0 баллов — наличие нарушений звукопроизношения;
- 1 балл — звукопроизношение развивается в пределах возраста.
Суммарное количество баллов, полученных при выполнении заданий экспресс-диагностики, сравнивается с количеством баллов, приведенных в таблице, с целью определения наличия или отсутствия необходимости в специализированной помощи. Предлагаемый комплекс заданий экспресс-диагностики позволяет осуществлять контроль за ходом речевого развития детей и выявить неблагоприятные варианты психического развития в целях коррекции речевых нарушений.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы:
- Ребенок с развитой координированной работой артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба) и мелкой моторикой;
- Ребенок, фонетически правильно оформляющий звуковую сторону речи в соответствии с возрастной нормой;
- Ребенок со сформированной просодической стороной речи (дыхание, голос, дикция);
- Ребенок с развитым слуховым восприятием, вниманием, памятью, речевым слухом;
- Ребенок, грамматически правильно оформляющий самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
- Ребенок, владеющий навыками диалогической речи;
- Ребенок с адекватной самооценкой;
- Ребенок, уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.
Основная образовательная программа МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок»
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Холм-Жирковский детский сад «Теремок» ориентирована на детей от 1,5 до 7 лет (включительно).
Спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования.
Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в МБДОУ инновационной программы «От рождения до школы » под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
ООП ДО характеризует процесс воспитания и обучения детей и опирается на
Федеральные законы
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
Постановления Правительства Российской Федерации
Приказ Минобрнауки РФ «Об учреждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013г. №1014
Нормативно-правовые документы Министерства образования РФ
- Приказ Минобрнауки РФ «Об учреждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН2.4.1.3049-13(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26)
Основными средствами реализации предназначения МБДОУ, являются:
- Устав МБДОУ
- Лицензия и локальные правовые акты МБДОУ
- Правила внутреннего распорядка
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО)
Определяет:
Специфику организации воспитательно-образовательного процесса, с учетом федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию
Разработана индивидуально для МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок», на основе инновационной программы « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Обеспечивает
Разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет (включительно) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей (образовательным областям):
- «Физическое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое»
- Программа учитывает потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума
- Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, это необходимо для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения
Цель основной образовательной программы дошкольного образования
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Цель основной образовательной программы дошкольного образования реализуется через решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Цель основной образовательной программы дошкольного образования реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности:
- Игровой
- Коммуникативной
- Трудовой
- Познавательно-исследовательской
- Продуктивной
- Музыкально-художественной
- Чтения
Основная образовательная программа дошкольного образования основывается на положениях:
1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста (учет зоны ближайшего развития ребенка, непроизвольности психических процессов, сенситивных (оптимальных) периодов для развития новых качеств психики и личности дошкольника и др.);
2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;
3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.
МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок» рассчитан на 140 детей от 1,5 до 7 включительно лет.
В МБДОУ функционируют 7 групп:
первая младшая (1,5-3 года);
вторая младшая (3-4 года),
средняя группа (4-5 лет);
старшая группа (5-6 лет);
подготовительная группа (6-7 лет).
Группы комплектуются по возрастному принципу ежегодно к началу учебного года. Приём детей осуществляется на основании документов о приеме в дошкольное учреждение.
Особенности осуществления образовательного процесса:
МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок» расположен в п.г.т. Холм-Жирковский Смоленской области. В непосредственной близости от учреждения находятся Холмовская СОШ, детская библиотека, РДК, СОК «Лидер», с которыми МБДОУ тесно сотрудничает.
Взаимосвязь с социальными институтами дает возможность детям, родителям и педагогам участвовать в конкурсах, проводить экскурсии с дошкольниками для расширения образовательного пространства, обогащения их яркими впечатлениями, которые способствуют запоминанию и пополнению информации, получившей в ходе обучающей деятельности в детском саду. Взаимодействие МБДОУ с другими учреждениями способствует формированию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Находящаяся рядом Холмовская СОШ создает педагогическому коллективу условия для реализации преемственных подходов в образовательном процессе.
МБДОУ осуществляет обучение, воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья, создает благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе возможность удовлетворения потребности ребенка в самообразовании и получении дополнительного образования (Устав).
Модель организации образовательного процесса в МБДОУ на год с учетом категорий его участников
Время проведения |
Участники образовательного процесса |
||
дети |
педагоги |
родители |
|
Сентябрь |
Праздник «День знаний» Адаптация детей младших групп |
Праздник «День знаний» Родительские собрания в группах |
Родительские собрания в группах, Общее родительское собрание, анкетирование родителей |
Октябрь |
Праздник «День воспитателя» Выставка «Осенняя фантазия» Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья!» |
Праздник «День воспитателя» Подготовка спортивных соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья!» |
Праздник «День воспитателя» Выставка семейного творчества «Осенняя фантазия» Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья!» |
Ноябрь |
Праздники «Осенины» День матери |
Праздники «Осенины», День матери Педсовет № 2 Субботник по благоустройству д/с |
Праздники «Осенины», День матери Помощь в изготовлении декораций Субботник по благоустройству территории д/с |
Декабрь |
Праздник Новогодней елки |
Праздник Новогодней елки Родительские собрания в группах |
Помощь в подготовке к праздникам Праздник Новогодней елки Родительские собрания в группах |
Январь |
День здоровья Выставка «Зимушка-зима!» Конкурс на лучшее оформление зимнего участка |
День здоровья Конкурс на лучшее оформление зимнего участка |
День здоровья Выставка семейного творчества «Зимушка-зима!» |
Февраль |
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества Масленица |
Подготовка к проведению Дня защитника Отечества и Масленицы Педсовет № 3 |
Праздник, посвященный Дню защитника Отечества Масленица |
Март |
Праздник, посвященный Международному женскому дню |
Праздник, посвященный Международному женскому дню |
Праздник, посвященный Международному женскому дню |
Апрель |
День Космонавтики |
Субботник по благоустройству д/с День Космонавтики |
Субботник по благоустройству территории детского сада |
Май |
Выпуск детей в школу Праздник, посвященный Дню победы |
Педсовет № 4 (Итоговый) Праздник, посвященный Дню победы Родительские собрания в группах |
Выпуск детей в школу Родительские собрания в группах |
Июнь |
День защиты детей |
День защиты детей |
|
Июль |
Летний спортивный праздник |
Летний спортивный праздник |
Летний спортивный праздник |
Август |
Подготовка детского сада к началу учебного года Педсовет № 1 |
Помощь в подготовке детского сада к началу учебного года |
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии. Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры Программы, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), учитывают не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников
Ведущая цель взаимодействия МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок» с семьей — создание в Деском саду необходимых условий для развития ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные принципы работы с семьями воспитанников:
– открытость Детского сада для семьи;
– сотрудничество педагогов и родителей (законных представителей) в воспитании детей;
– создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Реализация цели осуществляется путем решения задач по направлениям работы:
– Работа с семьями воспитанников;
– Работа с педагогами;
– Работа с воспитанниками.
Задачи работы с родителями (законными представителями) в Детском саду:
- изучение интересов, мнений и запросов родителей (законных представителей);
- обеспечение оптимальных условий для сотрудничества родителей (законных представителей) с Детским садом;
- расширение средств и методов работы с родителями (законными представителями);
- привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в жизни Детского сада, планировании и контроле его деятельности.
Особенности взаимодействия с семьей:
– стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей;
– рассматривать членов семьи как важнейших участников образовательных отношений, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка;
– принцип личностно ориентированного взаимодействия;
– принцип социального партнерства, со управления.
Работа с родителями (законными представителями) ведется по двум направлениям, каждый из которых включает задачи и формы взаимодействия.
Организация развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ строится с учетом особенностей детей дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда организуется с учетом принципов: содержательной насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, доступности, безопасности.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ предполагает наличие различных пространств для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности:
- центр строительства;
- центр для сюжетно-ролевых игр;
- уголок для театрализованных игр;
- центр музыки;
- центр изобразительного искусства;
- центр мелкой моторики;
- центр конструирования из деталей (среднего и мелкого размера);
- уголок настольных игр;
- центр математики;
- центр науки и естествознания;
- центр грамотности и письма;
- литературный центр;
- место для отдыха;
- уголок уединения;
- центр песка и воды;
- площадка для активного отдыха (спортивный уголок);
- место для группового сбора;
- место для проведения групповых занятий;
- место для приёма пищи.
Направленность (профиль) программы − духовно-нравственная.
Актуальность программы
Организация занятий на основе православных традиций русской педагогики, обращение к православным истокам и традициям отвечает Государственному социальному заказу, изложенному в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является актуальным.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Дети, посещающие занятия, общаясь друг с другом, выполняя несложные, но интересные задания приобретают опыт добрых доверительных отношений, социальный опыт построения взаимоотношений со сверстниками. Возникает атмосфера взаимоотношений «большой дружной семьи», где все объединены общими интересами.
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. Данная программа как раз и рассчитана на воспитание и приобретение навыков социального служения.
Программа «Основы православной культуры» для дошкольников направлена на изучение православных традиций, на формирование и развитие творческого мышления воспитанников, на приобретение социально - педагогических знаний и умений в области духовно-нравственного воспитания, необходимых для личностной самоидентификации, самоопределения и самореализации обучающегося с использованием возможностей дополнительного образования.
Занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Основы православной культуры » помогают дошкольникам в развитии усидчивости, мелкой моторики рук, умении анализировать, развивать образное мышление.
Актуальность программы определяется в воспитании духовно-нравственной личности. В сфере основных интересов детей 5-7 лет наблюдается желание стремиться к добру.
Настоящая программа разработана с учетом социального заказа и составлена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) При составлении программы были использованы следующие материалы: С. Афанасьева «Основы христианской культуры» , «Добрый мир»Л.Л.Шевченко, Зернышки. Добрые истории для маленьких ребят. Православная детская библиотека «Твой Ангел Хранитель» Содержание программы, составлено исходя из информационного, материально-технического и методического обеспечения, а также из собственного опыта.
Дополнительная образовательная программа ориентирована на приобщение детей к православной культуре, направлена на духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание дошкольников.
Объем программы – 72 учебных часа.
Формы организации образовательного процесса: очная.
Виды занятий по программе - практические занятия, сюжетно - ролевые игры, и другие виды учебных занятий.
Срок освоения программы – 2 года.
Режим занятий – Программа кружка «Основы православной культуры» предназначена для проведения занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп 1 раз в неделю во второй половине дня.
На занятиях дети изучают основные понятия Православия, знакомятся с православными праздниками, устройством храмов, изображением святых. Предусмотрены практические творческие занятия. Беседы дополняются ауди и видео – материалами.
В старшей группе занятия начинаются со 2 половины сентября, так как сентябрь предусматривает организационные работы: подписания договоров с родителями на оказание данной услуги и комплектование группы и продолжаются до конца мая. В подготовительной группе дети занимаются с сентября по май включительно.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20-25 минут.
В данном курсе задействованы элементы хронологического и календарного принципов преподавания, т. к. необходимо было учесть оторванность детей от церковной жизни, а в некоторых семьях, вообще, отсутствие Священного Писания. Поэтому принцип, по которому составлялась программа, можно назвать обще ознакомительным.
Знания, полученные в ходе освоения программы, дети смогут применять на практике.
Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.
Цели программы:
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
- Приобщение дошкольников к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Задачи программы: - Познакомить детей (в общих чертах) с православной культурой и историей и пробудить к ней интерес;
- Способствовать созданию на некоторых этапах непрерывного образования психологической установки на развитие духовного мира, как на вечную ценность.
- Воспитание нравственных понятий, умений, навыков и привычек.
- Сформировать представления о сердечности, доброте.
- Создавать условия для проявления детьми доброжелательности.
- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
- Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
- Создать условия для восприятия целостной картины мира.
Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Основные принципы духовно-нравственного воспитания.
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правил - «Уклонись от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитания - отношение педагога к воспитаннику как к субъекту собственного развития реализуется путём формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовью к ближним).
Природосообразность - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Культуросообразность - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями присущими Кубанскому региону.
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
Принцип отбора содержания образования.
Научность и каноничность - сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью.
Учёт требований программ воспитания и обучения.
Многоуровневость - показ широкой картины мира с учётом возрастных возможностей детей.
Принцип гуманизма определяет общий характер отношений воспитателя и воспитанников. Ребенок определяется главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.
Принцип гуманизации включает оказание помощи в становлении личности ребенка, саморазвитии, смягчение напряженности, восстановление экологии человека, его душевного равновесия.
Принцип культуросообразности предусматривает максимальное использование культуры той среды, в которой находится ДОУ.
Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Человек – целостная система с единством психофизического, социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга.
Принцип непрерывности воспитания включает в себя постоянное совершенствование личности в различных аспектах жизнедеятельности.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка:
Первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии и др.). Представления и понятия о Боге, мироустройстве и миропорядке, православной церкви и православном храме, о христианском образе жизни человека.
Нравственные потребности, стремления, чувства:
- активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким: желание сделать им что-то приятное, порадовать старших своим поведением, заботливостью, вниманием; чувство благодарности и признательности;
- чувство доброжелательности к окружающим (приветливость, готовность быть полезным, проявлять заботу), сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стремление не судить о других детях плохо;
- любовь к своему Отечеству, интерес к своему краю;
- чувство симпатии к людям независимо от их национальности.
Нравственные умения и привычки: следовать традиции празднования именин; проявлять внимание и заботу к старшим, больным, младшим; дарить добрые слова; избегать дурных, плохих слов; анализировать собственное поведение в ситуации морального выбора; справедливо относиться к людям, допустившим ошибку, не обвиняя и не осуждая их; бережное отношение к труду взрослых и товарищей, к вещам, соблюдение порядка и чистоты.
Условия реализации программы
Методы, используемые для реализации программы.
Наглядный метод во время:
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в музей, библиотеку;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведение дидактических игр и моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателями;
- бесед с элементами диалога,
- обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывание загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказывания детей по схемам, иллюстрациям;
- моделирования сказок ситуации из личного опыта;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовать продуктивную деятельность вести игры (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.);
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- изготовление декораций для театрализованной деятельности (вместе с воспитателем, родителями).
- изготовить с детьми подарки.
Форма контроля – мониторинг.
Система мониторинга достижения детьми результатов освоения программы. Мониторинг освоения программы по кружку проводится 2 раза в год – в сентябре и в мае (итоговый мониторинг). Мониторинг проводится с использованием метода педагогической беседы с детьми.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.
Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Важно воспитать и привить интерес к математике. В программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.